Интервью Тихомира Орешковича

"Сначала обо мне писали, как об "организаторе обороны Госпича", затем как о"военном руководителе Госпича", со временем всё превратилось в заголовки о насилии, грабежах, разбое и других преступлениях.Всё зависит от того, кто пишет и где пишет.",-говорит нам в начале разговора Тихомир Орешкович.
Имя Тихомира Орешковича чаще всего связывают с "госпичским делом", его обвиняют, что он вместе с генералом Мирко Норацем был инициатором и организатором военных преступлений в Госпиче.В ходе многочасового разговора Орешкович рассказал нам об атмосфере в Госпиче, обороне города, победе над четниками, слухах о попытке покушения на покойного президента Хорватии, и попытался определить, откуда раздаются обвинения в его адрес и кто те люди, которые его обвиняют.
-Госпич единственный хорватский город, в котором сербы по переписи 1991 года составляли почти половину населения, но который выстоял во время Отечественной войны.Я и раньше утверждал, и сегодня категорически утверждаю, что Госпич ждала бы судьба Петрини, Слуня, Дрниша и других городов на территории граничащей с бывшей Краиной, не говоря уже о судьбе Вуковара или Белого Монастыря, если бы обороной города занимались тогдашние городские власти.

Хотя сегодня больше говорят о преступлениях и меньше о героизме защитников Госпича, кто те люди, которые защищали Госпич ?

Анте Карич, в то время представитель правительства в Лике, несомненно сыграл важную роль.О его способностях можно поспорить, но он человек, который имел волю организовать оборону, которой фактически и не существовало.Было два или три самоорганизованных взвода и несколько полицейских резервистов.Второе, здесь была группа мерчеповцев, которых сюда в самом начале войны послал Томислав Мерчеп.Самого Мерчепа с ними не было.В Госпич прибыл Мирко Норац с десятью спецназовцами МВД из Лучко, которые были в Госпиче в самый тяжёлый период. Четвёртое, МВД мобилизовало жителей Загреба родом из Лики, вооружило их и направило в Госпич, речь шла о 120 людях.Пятое, одно из специальных подразделений министерства обороны под командованием нынешних генералов Миленко Филиповича и Желько Гласновича, и ,наконец, полицейское подразделение из Риеки под командованием покойного Марина Якоминича.
Все эти подразделения постепенно прибывали в город.Между тем, в самые тяжёлые моменты когда Госпичу угрожало падение, в первые дни сентября 1991 года, его защищал всего десяток людей. В сражении на Аларевой возвышенности, которая граничит с часто упоминаемой сегодня Обрадович-варошью, на первой линии осталось менее двадцати людей, а атаковали нас "Белые орлы", "Сербская гвардия" во главе Гишкой-Божовичем, который там и погиб, и местные четники, которые тогда назывались "Территориальная оборона Сербской автономной области Краина". Говоря о людях, которые внесли свой вклад в оборону Госпича, нужно упомянуть полковника ЮНА Перо Чавара, человека, который своим пассивным поведением во многом способствовал тому, что сербы в самом начале не вошли в Госпич, не захватили казармы и не овладели городом.Чавар, как командир дивизии не допустил передачи оружия отобранного у хорватской Территориальной обороны четникам.В ходе разговора он сообщил нам, что хотел бы перейти на нашу сторону, но мы сочли, что лучше, если он останется в ЮНА сколько сможет выдержать.На следующий день после снятия с должности командира гарнизона полковник Перо Чавар одел хорватскую форму.Сегодня он хорватский генерал на пенсии. Мы, личане, сегодня верим, что Госпич-это Вуковар, который не пал, Вуковар, который победил.

В середине сентября в Госпиче взят в плен генерал ЮНА Крстевски и заняты первые казармы.

Пленение Крстевского вместе с пятью бронетранспортёрами и 36 военными с полным вооружением-важный момент в обороне Госпича.Рядовых мы сразу отпустили, а офицеров и генерала задержали.Как только Загреб узнал об этом, мы получили от Йосипа Манолича приказ всех отпустить и вернуть им оружие и бронетранспортёры.Мы отпустили офицеров и генерала, но оружие не вернули.В разговорах с наблюдателями из Европы мы предложили, чтобы ЮНА вернула нам оружие хорватской Территориальной обороны(ТО), а мы им тогда вернём их оружие.Мы нашли понимание у господ из Евросоюза и могу сказать, что мы приняли очень верное тактическое решение.Нам только нужно было узнать, находится ли оружие ТО всё ещё на складе ЮНА в Госпиче или его передали четникам.
Когда мы узнали от наблюдателей, что оружие в Госпиче, мы поняли, что стоит напасть на казарму и забрать оружие. В субботу 14 сентября мы заняли первую казарму ЮНА в Перушиче, в тот же вечер захватили казарму "Канижа" в Госпиче с несколькими тысячами стволов.Четырьмя днями позже, 18 сентября нам сдался гарнизон в Госпиче.Эту акцию мы осуществили практически по телефону.После этого мы пробили сербскую оборону у Обрадович-вароши, захватили казарму "Ясиковац", где находился один из самых больших складов оружия ЮНА в Хорватии.Одновременно мы деблокировали две хорватские деревни, Рибник и Билай, которые уже месяц находились в полном окружении, а защищало их тридцать людей.В Билае погибло самое большое количество детей на душу населения в Хорватии.Они погибали в основном во время артилерийских и миномётных обстрелов, а сегодня о них никто не вспоминает.

После обороны и освобождения города 20 сентября 1991 года значительных изменений линии фронта не происходило.В этот период, как сегодня сообщают некоторые свидетели, произошло множество преступлений, которые вы будто бы инициировали и организовали.

Изменений линии фронта не происходило, но боевые действия не прекращались.На Госпич ежедневно падало 1100 гранат.Крупное сражение произошло 16 ноября 1991 года.Мы получили информацию из Белграда, что на нашу территорию направлена группа нишских спецназовцев с целью перерезать дорогу Карлобаг-Госпич, что фактически означало бы от сечение Госпича от Хорватии и соединение риекского корпуса ЮНА с карловацким, книнским и бихачским корпусами.Получив подтверждение из Загреба, мы напали на эту группу и полностью разбили её в Дивосело.

Вернёмся в сентябрь 1991 года.Рикард Павелич утверждает, что вы организовали убийство 160 сербов.

После освобождения города военные действия в районе Госпича, Билая, Перушича, Старого Ликского Осика многократно усилились.Сербы нападали каждый день.Все церкви на этой территории разрушены, в Билае нет ни одного дома, который бы не был многократно повреждён.В день всех святых (1 ноября) на Госпич упало 3500 гранат различного калибра.В это время город был пуст. Гражданское население оставило город, а сербы его покинули накануне нападения.Столько сербов, сколько, по его мнению было убито, в то время в Госпиче просто не было.

Как выглядела командная структура в Госпиче ?

Всей властью-политической, гражданской, полицейской и военной обладал представитель правительства в Лике , т.е. председатель Кризисного штаба Анте Карич.В соответствии со своими возможностями и способностями Карич делал столько, сколько мог.В почти невозможных условиях всё было хорошо организовано.В то время мы получали большую помощь от хорватов родом из Лики и некоторых гуманитарных организаций.
В условиях ежедневных нападений, ежедневных смертей город успешно защищался. Такая организация обороны и командная структура функционировали до приезда в Госпич президента Туджмана и министра обороны Шушака.Позднее их визит в Госпич был неточно интерпретирован в СМИ.Президент Туджман был оповещён, что сербы намереваются напасть на город и захватить его.Он приехал, чтобы посмотреть, насколько мы готовы и подбодрить нас, а также, чтобы подкорректировать организацию обороны.Ему как раз сообщили, что командование в городе захватили усташа и экстремисты.

Тогда и началось "непонимание" между Норцем и Каричем ?

После телефонного разговора с Йосипом Маноличем Анте Карич потребовал от меня созвать всех ключевых людей обороны Госпича и Лики.На заседании он сказал, что получил из Загреба приказ занять стратегически важный населённый пункт Любово.Сказал ,что он, будучи партизаном, воевал в Любово, и что из Любово можно контролировать всю Лику.Категорически заявил, что Любово нужно занять хотя бы и ценой гибели сотни людей.Мирко Норац воспротивился этой акции сказав, что они не будут устраивать какие-либо операции, в успехе которых нет уверенности и обьявив, что он не допутит напрасной гибели и одного хорватского воина.

На какой должности был тогда Мирко Норац ?

Норац был инструктором при организации обороны Госпича. Формально он тогда не занимал командную должность.Тогда он впервые воспротивился Каричу, что позднее вылилось в более глубокое непонимание и даже конфликты.Но большинство встало на сторону Нораца.

Фактически, это означает отказ в повиновении.

Некоторые это так и назовут, но большинство военных руководителей поддержало Нораца.По настоянию Карича я должен был их убедить, что операцию необходимо провести, поскольку это приказ из Загреба.

Операция была проведена ?

Операция была подготовлена, но при том соотношении сил и той организации, которую мы тогда имели, шансов на успех у нас не было.Этот конфликт между Каричем с одной стороны и Норацем и другими командующими с другой, стал катализатором позднейших разногласий и был на локальном уровне прототипом конфликта между Шушаком и Маноличем в государственном руководстве.


Гибель Гишки

Недавно я видел в белградской печати сообщение о смерти, в котором оплакивалась гибель Джордже Божовича Гишки, который погиб в Лике "защищая сербскую землю".

Джордже Божович Гишка был командующим Сербской Добровольческой Королевской Гвардией, которой руководили Вук Драшкович и его жена Даница.Аркан по сравнению с Гишкой был малое дитё.Гишка после Любы Земунца был самым известным сербским уголовником.После гибели Гишки на въезде в Госпич белградская "Дуга" написала о его смерти, будто бы он был убит за предательство.Я только могу сказать, что Гишка героически погиб перед своим танком.Они тогда двинули на нас три танка, а у нас было только лёгкое вооружение.После гибели Гишки танки встали. Один мы сумели захватить, а двум удалось отступить.


Угрозы Каричу

К этому времени относится письмо, которое Анте Карич будто бы послал Йосипу Маноличу.Существует ли это письмо ?

Это один из главных вопросов во всём деле.Несомненно, что Анте Карич, как представитель правительства в Лике внёс большой вклад в организацию обороны города.Между тем, начав терять абсолютную власть, он почуствовал себя обиженным, что нормально для человека за семьдесят.Несколько раз наши люди ему угрожали.

Кто были эти люди, и за что они ему угрожали ?

Кто они были-хорошо известно.Причины простирались от его роли у партизан и послевоенной работы в ОЗНе до конфликта с мерчеповцами в Госпиче, которые на него два раза нападали. Из-за всего этого и из-за того, что он начал терять власть, Карич уехал из Госпича в Загреб и изобразил Маноличу ситуацию из своей перспективы.В этом ему помог Дражен Юркович, человек, который отличился во время войны, но в политике показал неспособность.Они оба представили Маноличу ситуацию в Госпиче как хаотичную, утверждая, что городом завладели усташа и экстремисты.

Разговаривал Марко Маркович
Конец первой части
Слободна Далмация (Сплит) ; 7 мая 2000 года

Любо Земунец (Любомир Магаш)-один из лидеров югославской организованной преступности в Западной Германии. Убит во Франкфурте-на-Майне в 1986 году.

ОЗНа-Отдел защиты народа.Действовал в 1944-1946 годах, предшественник югославской госбезопасности.


Сайт создан в системе uCoz